9 октября 2019 г.

Критика и самокритика художника - всегда ли хорошо?

Написать этот пост меня побудила ситуация, которая произошла с моими учениками. Когда мы с девочками готовились к празднику и репетировали вокальные номера, одна из них подошла ко мне и сказала, что выступать не хочет. На мой вопрос, почему она так решила, девочка ответила, что чувствует себя неспособной и бездарной.
Хочу отметить, что у девочки на самом деле способности к музыке есть. Только их нужно и дальше развивать. С одной стороны ее можно понять: первое выступление - это всегда стресс. Но в данном случае причина была в другом, и с ней не связана.
К счастью, я в курсе отношений и атмосферы в коллективе. И ситуацию удалось благополучно разрешить. Дети из зависти стали ей так говорить.
И такие ситуации не редкость. И в музыке, и в изобразительном искусстве часто можно слышать: "у меня не получается", "я ни на что не способен".
Почему такое происходит, когда художник перестает видеть дар, который у него есть? Опасно ли это? Как реагировать?
"Когда я не расту, я падаю..."

На  самом деле, ситуация очень неоднозначная. С одной стороны, критика и самокритика выступает своеобразным толчком, стимулом расти и развиваться. И это хорошо. Ведь если художник не растет, не видит собственных промахов, слабых мест и недостатков, он неизбежно начнет деградировать. Это мне рассказывал мой преподаватель, когда я училась в художественной школе. Подобную ситуацию он сравнивал с человеком, который катит камень в гору. Если он остановится, что произойдет? Правильно, он покатится вниз вместе со своим камнем.
Так и художник, если он не будет развиваться, то рано или поздно потеряет навыки, художественное "чутье" и деградирует.
А чтобы этого не случилось, нужно развиваться, осваивать новые навыки и грани искусства, новые техники, а также совершенствоваться в том, что уже есть.
А как же сравнение, спросите вы? Оно необходимо, но только с самим собой, более ранним.
Если же возникает желание сравнить себя с кем-то другим,то цель должна быть иная - перенять что-то для себя, новый опыт, который можно использовать в своем творчестве. Я не говорю о плагиате. Это однозначно путь в никуда. Но отметить для себя интересные приемы, необычные техники и использовать в своем творчестве - вот и возможность для творческого роста.

Критика и самокритика губительна

Иногда и критика, и самокритика может принести колоссальный вред. Почему? В каких случаях?
Если мы говорим о критике со стороны, то стоит задать вопрос: кто нас критикует и какие цели он преследует? Чего критикующий сам достиг в жизни? И все станет сразу ясно.
Если перед нами человек, который имеет опыт гораздо больше нашего и желает помочь советом, подсказывает, где нужно улучшить и как это сделать, будет ли разумно обижаться и игнорировать предложенную помощь? Вряд ли. Скорее, нужно быть благодарными за такую помощь и возможность для роста.
Но бывает и совершенно противоположная ситуация. Это когда критиковать пытается человек, по уровню находящийся гораздо ниже, и, возможно, некомпетентный в данном вопросе. Какими мотивами он руководствуется? Вероятно, это стремление возвыситься за счет унижения другого человека, попытка обидеть и заставить сомневаться в своих возможностях. Вот от таких советчиков нужно держаться как можно дальше.

Работайте над своей самооценкой!

Может быть и еще одна ситуация. Пару лет назад пришла ко мне девочка в 4 класс. На тот момент у нее уже сформировался свой определенный стиль рисования, собственный почерк художника. В данном случае это аниме. И рисунки далеко не примитивные. Девочка достаточно компетентная и начитанная. И это несмотря на свой юный возраст. Ей было всего лишь 10 лет тогда. Хотя так рисуют лет с 13.
И вот это милое создание мне заладило твердить, что она ни на что не способна. В этом случае причина именно в заниженной самооценке. Ребенка никто не критиковал, она сама от себя ожидала большего, чем получалось, и абсолютно не видела собственных больших успехов. Моей задачей было в первую очередь вывести ее из этого пике и помочь поверить в себя. Я не могла допустить, чтобы у моей ученицы опустились руки и она забросила рисование. Сейчас ситуация улучшается. Я думаю, у нее все получится.
Вывод из этого всего один - цените разумные советы окружающих, цените себя и свои способности! Верьте, что у вас все получится и идите к цели, несмотря ни на что!
Не позволяйте злым и завистливым людям влиять на вас и повышайте собственную самооценку. Никогда не сдавайтесь, не пасуйте перед трудностями, и тогда никакие творческие кризисы вам не страшны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваш комментарий появится здесь после проверки модератором